Без врагов
В нижеследующем эссе Друг Мира Ади Да призывает начать новый глобальный процесс, который, по его собственным словам, придаст «управляющую силу» принципу первичного единства. Как это случится? Он говорит, что для этого потребуется «инструмент», который позволит человечеству стать самоорганизованным и самоуправляемым. Этот инструмент, которому еще только предстоит появиться, он называет «Глобальный форум сотрудничества».
Необходимость подобного Глобального форума сотрудничества основывается на факте, что ни одна из ныне существующих международных организаций не обладает инструментарием, который позволял бы ей иметь дело со сложностью и многоплановостью мировой ситуации. Такие всемирные организации, как, например, Организация Объединенных Наций, созданная после Второй мировой войны, оказались неспособны функционировать эффективно и на общее благо из-за доминирующей в них парадигмы – признания существования разных сторон, пытающихся достичь соглашений, которые будут максимизировать их собственные интересы. Общее благо (человеческое, и не только) оказалось таким образом подчинено целям отдельных сторон.
В нынешней ситуации люди или просто терпят такое положение вещей, или пользуются им, или делают и то и другое. Таким образом, необходимо говорить о смене парадигмы сознания – от установки на различие и конкуренцию к принятию ответственности за целое.
В этом эссе и, еще подробнее, в своей книге «Непарность – это Мир», Ади Да описывает, как Глобальный форум сотрудничества станет выражением «всех, и каждого, и единомоментно», понимая под этим уникальную в своем роде силу и потенциал человечества в тот момент, когда оно проснется и осознает, что все оно – одна семья, даже одна «система», существующая в согласии (и несущая ответственность за) со всей Землей.
Такой Глобальный форум сотрудничества создаст институциональную структуру, способную привнести в жизнь истину первичного единства как работающий принцип и, таким образом, возвращая системе Земли (человеческой и не только) ее неотъемлемую способность к само-коррекции и само-организации. Если вкратце, то Глобальный форум сотрудничества будет заниматься вопросами, влияющими на планету Земля в целом, с помощью всемирных кооперационных процессов само-управления людьми всего мира.
— Каролин Ли
Модель мировой политики, которая воспроизводится все с большей драматичностью, а в 20 веке и с самыми разрушительными последствиями в виде двух самых опустошительных войн в истории человечества и со всеми другими продолжающимися войнами вплоть до сегодняшнего дня, основана на идее полярной противоположности. Соответственно, обычно политическим способом решения является или конфронтация этих противоположностей, или поиск какого-то компромисса между ними.
Как сказал Авраам Линкольн: «Разделенный дом не может устоять». Если мировая система основана на противоположностях, она неминуемо подвергнется саморазрушению через хаос, который будет возникать по осям разделения или взаимного противопоставления.
Попыток создать что-то типа глобального решения (или мира во всем мире) через соединение противоположного уже было много, и еще много будет. Любая такая попытка обречена на провал и просто не может состояться. Сама «физика» человеческих отношений будет препятствовать такому решению.
Единство не может быть достигнуто соединением противоположного, потому что единство – это базовое, первичное условие, предтеча всего. Первичное единство сводит все противоположности на нет. Таким образом, опираться надо на первичное единство, а не на развитие модели противоположностей.
Мировая ситуация достигла такой точки развития, когда накопившиеся противоречия неизбежным образом перерастут в глобальный коллапс. Настал критический момент, когда в мировой политике необходимо прекратить играть с противоречиями. Противоположности должны уступить место политике первичного единства с помощью Глобального форума сотрудничества всех, со всеми, и единомоментно. Это совершенно необходимо, если мы хотим предотвратить превращение игры в противоположности в абсолютное разрушение.
Принцип первичного единства применим к любым человеческим начинаниям, и даже в отношении целостности человеческого тела и психики. Единство – это не результат игры противоположностей, а первичное условие.
Только тогда, когда единство (или нераздельность) являются принципом жизни, проживания, действия, возможно достижение единства в принципе. Если же с самого начала допускаются разделение (или противоположность), то это приводит только к еще большему разделению. Это абсолютный закон. Как только мы это понимаем, это объясняет все о правильных действиях и правильной жизни.
Мое отношение ко всем земным вопросам, что в обязательном порядке включает мировую политику, основано на этом фундаментальном принципе: сама Реальность является первичным единством. Сама Реальность нераздельна и неэгоистична. Таким образом, и проживать жизнь необходимо в соответствии с естеством самой Реальности.
Этот абсолютный принцип является фундаментальным для решения всех человеческих проблем. На языке Ганди это будет «стремление к истине» или «упорство в истине», как он это понимал1. Сила первичного единства должна быть силой, стоящей за любыми политическими действиями. Принцип первичного единства определяет такой порядок действий, который (обязательным образом), включает в себя всех-и-все-и-сразу. Не требуется искать единства. Что на самом деле необходимо – это воплощение потенциала первичного единства. В этом принцип. И это должно стать основным принципом политического действия.
Каким образом человечество должно реагировать на мировую ситуацию. Воплощая принцип первичного единства. Чтобы это сделать, необходим инструмент. И таким инструментом является Глобальный форум сотрудничества. Глобальный форум сотрудничества должен положить конец играм в противоположности, межгосударственным конфликтам, попыткам создания крупных государственных коалиций против других государственных коалиций в попытке одержать над кем-то победу – одной религии над другой, одного государства (или группы государств) над другим (или другими) и так далее.
Любая попытка побороть предполагаемого противника нездорова. Человечество не может себе этого позволить, и должно это остановить.
Настал решающий момент в человеческой истории, чтобы это остановить, потому что это бещумие не может больше продолжаться без риска полного уничтожения. У нас на самом деле нет выбора.
Те, кто меня слышат, поймут: должно быть активное продвижение этого понимания на каждом уровне человеческой жизни, включая все вопросы, связанные с мировой политикой и с вопросами защиты окружающей среды. Любые человеческие вопросы должны решаться исходя из принципа первичного единства и с помощью инструментов, которые включают всех и все и сразу. Вопрос в том, чтобы начать на деле реализовывать принцип Истины (или принцип Реальности) первичного единства. И для этого необходим инструмент, а не только слова.
Вопрос не в том, чтобы собрать представителей различных групп – таких как правительственные и неправительственные организации – и дать им возможность озвучить свою позицию, фактически продолжая играть в хаос противоположностей. На это времени нет. Должен быть другой инструмент, и таким инструментом должны стать все и сразу.
Человечество должно осознать свою суть как неотъемлемого единства целого и не играть на разногласиях. Люди, приняв это понимание первичного единства, должны начать действовать в соответствии с ним, и через соответствующий инструмент, внутренне целостный и правильный по сути. Это, собственно, и является немедленной причиной необходимости запуска Глобального форума сотрудничества.
Как только мы делаем хоть что-то в ответ на разногласия, если у нас есть стратегия работы с разногласиями и противоречиями, все усилия безнадежны. Какие-то изменения, безусловно, возможны, но в конечном итоге все останется на своих местах, потому что изначальным принципом остается принцип разделения.
Точно также любая стратегия, возникающая как противостояние любой другой силе будет неизбежно провальной. Единственный принцип, у которого есть политический потенциал, это тот, у которого нет оппонента или намерения одержать победу над оппонентом, и, таким образом, в котором не заложено никакой борьбы. Правильная человеческая политика – это политика воплощения, или утверждения принципа первичного единства.
Такой род активизма не предполагает оппонентов. Он не предполагает само-разделения. Соответственно, он не может проиграть. Напротив, любое само-разделение обречено на поражение. Это приведет к еще большему разделению. Таким образом, единственный способ политической активности, который может достичь успеха, это активизм, основанный на 1) допущении первичного единства и 2) реализация первичного единства с помощью соответствующего инструмента.
Нет кого-то «другого». Нет противников. Глобальный форум сотрудничества это способ обойти все сопротивление, все противоположности, и целиком всю игру, построенную на манипулировании противоположностями. Основным допущением должно быть то, что не надо побеждать противоположности, врагов, оппонентов. Все основано на первичном единстве. Правильная политика – это политика, действующая на этом основании.
И это ровно то, что должно стать повесткой дня Глобального форума сотрудничества. И это ровно то, чем должен заниматься глобальный активизм, о котором я говорю. Вот как это должно работать: без врагов, без игры в противостояние, и, таким образом, без стратегии в отношении предполагаемого оппонента.
Основания такого активизма очень глубоки – допущение неразделения, первичного единства, отсутствия оппонентов или само-разделения. Это единственная правильная и работающая стратегия. Это стратегия, не преследующая каких-то конкретных целей. Она направлена на воплощение первичной реальности (действительности), а не на поиск новых, других смыслов. Это уникальное понимание является истоком настоящей мудрости.
Когда я говорю о политике, я рассматриваю ее в контексте человечества в целом, а не в контексте негатива, противостояния, поиска победы над противником или врагом. Глубинное допущение отсутствия врага – ключевое для Глобального форума сотрудничества. Глобальный форум сотрудничества должен быть внутренне, по сути всеобъемлющим. Для этого потребуется известная доля дисциплины, потому что человеческое стремление к категоризации будет подталкивать их выражать противоположные мнения, разные намерения, и желание просто сидеть и обсуждать все это. Таких дискуссий быть не должно. Это вообще не имеет никакого смысла.
Есть только одна Реальность – первичная целостность, неразделимая целостность. И это является основанием для правильных действий. Все человеческие действия должны исходить из этого понимания.
В одной из Упанишад сказано, что как только появляется «другой», появляется страх2. Если мы исходим их того, что есть «различия», или что возможно разделение, или что есть несогласные, то это сразу же ведет к страху, или к установке на разделенность, само-защиту, само-разделение. Недопущение самого существования «другого» – это ключевой принцип, который освободит человечество. Там, где существование «другого» не допускается, просыпается Истина.
В этом состоит смысл названия книги «Непарность – это Мир». В этой книге я описываю не столько способ поиска мира. Любая парность предполагает работу в направлении поиска мира, который идеалисты стремятся однажды обрести. То, что предлагаю я, не идеализм. Это, скорее, совершенный реализм, как в отношении политики, так и в отношении к любой другой области человеческой жизни. Такой реализм предполагает активное недопущение существования «другого» и «проблемы». Такой реализм основывается на допущении правильно понятой «непарности» и становится основанием для действий. И это действие будет с самого начала обладать характеристикой целостности. Не ее поиском, а самой ее сутью.
Таково правильное основание любых человеческих действий, и даже действий в любой области человеческой жизни. Это понимание того, как все можно сделать верным, сейчас и в будущем. Путь Мудрости может и должен быть применен к любой человеческой деятельности. Таким образом, он применим ко всему, включая само основание правильного функционирования человечества в целом.
Это призыв ко всем осознать это внутреннее основание. Это не о том, чтобы обратиться к человеческому эго, или просто собрать всех вместе, со всеми их различиями, чтобы проговорить эти вопросы. Это совершенно о другом. Это о том, чтобы полностью обойтись без этого. Потому что такой путь обречен на неудачу, и это означало бы напрасную трату времени, а у нас нет времени. Это скорее призыв, который основывается на том, что у всех у нас есть внутреннее чувство интуиции, интуиции правды (или интуиции реальности), а не только эгоизм потребителей или эгоизм высоких лиц.
Принцип ненасилия – это идеалистический принцип о том, как вести себя в отношении оппонентов. Я же говорю о другом. Принцип «Непарность – это мир» – это не возможная стратегия в отношении оппонента. На самом деле, это совершенно точно не стратегия. Таким образом, принцип «непарность – это мир» не является принципом ненасилия, хотя сам по себе он полностью и по всем своим внутренним основаниям ненасильственный. В частности, что очень важно, принцип «непарность – это мир» – это о том, что нельзя использовать никаких методов, которые предполагают какие бы то ни было отношения с оппонентом.
Любые действия в отношении оппонента, даже если они и выглядят ненасильственными, являются, в некотором смысле, насильственными. Это необходимо понять. Любая борьба с оппонентом это своего рода агрессия, даже если она и реализуется под принципом ненасилия.
Подход «непарность – это мир» (с Глобальным форумом сотрудничества как инструментом) не об этом. Он не о действиях в отношении оппонентов. Он просто о том, что все и в один момент становятся само-актуализированными, само-подкрепляющими, само-управляющими, само-корректирующими, само-организующимися, и не противостоящими ничему. Это все-и-сразу, организующее себя таким образом, когда препятствия на пути само-организующегося процесса исчезают.
Таким образом, процессу само-организации мешают противоречия. Сама идея «различий» мешает человечеству само-организовываться, само-корректироваться и само-выправляться. Допущение «различия», допущение противоположностей, противников, необходимой борьбы, поиска единения, победы над одной силой или другой, отличной от вашей собственной – это все в корне неверно.
Это как раз то уникальное понимание, которое люди должны уловить. Непонимание этого является основной причиной того, почему человечество борется само с собой. Именно поэтому благие намерения терпят поражение. Из-за допущения «различия», допущения «другого», допущения «пока нет, поэтому нам надо продолжать искать».
Другими словами, допущение эгоизма – или допущение раздельности и разделения – это недостаток, который приводит к поражению всех человеческих усилий. Создателем «различий» является эго. Эго – это установка на разделение. Эго окончательно и бесповоротно избегает отношений, которые пытаются диссоциировать себя от концепции «другого». Таким образом, необходимо избегать диссоциирующего принципа. Он не имеет ничего общего с миром. Он не имеет ничего общего с исправлением человеческой ситуации.
Любое действие, основанное на допущении «другого» или «различия» обречено на неудачу. Такое действие выльется только в большую борьбу, а не в единение. Можно даже сказать, что весь мир участвует в политических действиях за счет уничтожения глобального единства. Организация объединенных наций работает на принципе противоположностей или различий: соперники или оппоненты собираются в одном месте, где они продолжают соперничать и оппонировать друг другу. Они сидят, разговаривают, но их разговоры никак не влияют ни на мир, ни на единство, ни на благосостояние человечества в целом. Мира, единства или благосостояния не добиться разговорами.
Глобальный форум сотрудничества – это по сути единый институт, представляющий всех и сразу. Таким образом, в нем не будет никаких различий. Это не совет народов. Это всего лишь рабочий инструмент для единой целостности человечества, который основан на допущении, что различий не существует.
Таким образом, все визитки и плакаты должны быть оставлены за дверью. Вы не можете пронести туда ярлыки вашей страны (или какие-бы то ни было другие ярлыки). Там не будет «особо важных» персон. Не будет различий. Не будет статуса. Мы все служим целому.
Это совсем не идеализм. Это Реальность в действии. Это абсолютная необходимость. Это было таким всегда, но никогда не было частью понимания в контексте человечества в целом, потому что сама концепция человечества в целом до этого не существовала. Такое развитие событий началось совсем недавно.
Таким образом, в Глобальном форуме сотрудничества не будет стран или религий или культур, или рас, которые будут стараться представить свой собственный, отличный от других, способ видения мира. Основанием для общей встречи должен быть принцип человеческой общности как первичного единства, когда обсуждаются не какие-бы то ни было различия, а коллективно решаются вопросы и проблемы, которые касаются всех, и решаются с помощью действий, адекватных стоящим задачам.
Чтобы в этом преуспеть, необходимо избавиться от самого допущения «различий». Это и есть принцип Глобального форума сотрудничества.
Как я уже сказал, принцип первичного единства как политический инструмент это не то же самое, что стратегия ненасильственной агрессии в отношении оппонентов. Это немного другое, и это отличие должно быть правильно понято. То, о чем я говорю, – это что-то новое. Ранее ничего подобного не предлагалось и не делалось. В истории человечества мы видели примеры солидарных ассоциаций, чьи усилия были направлены на достижение мира, но принцип первичного единства это не то же самое, что ранее существовавшие принципы достижения мира. Уникальность принципа первичного единства должна быть правильно понята и адекватно применена.
1. Понятие, которое использовал Ганди, было «satyagraha» (сатьяграха), которое часто переводится или как «стремление к истине» или как «упорство в истине», демонстрируя, что Ганди настаивал на том, что сила истины может (и должна) использоваться как ненасильственный способ реализации изменений.
2. В переводе Brihadaranyaka Upanishad, сделанном С. Радхакришмана, предложение звучит следующим образом: «Определенно страх возникает тогда, когда появляется второй», где «второй» используется в смысле «другого» (S. Radhakrishnan, ed., The Principal Upanishads (Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press, 1992), 164).